Наши принципы организации учебного процесса

Методическая модель организации учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения в системе повышения квалификации специалистов-экологов.

завзависимый аттестационно-методический центр  «Экоцентр»  при  кафедре техносферной безопасности, экологии и химии Южного федерального университета реализует программы дополнительного профессионального образования (ДПО):

Выбор технологий реализации ДПО при дистанционном обучении

В основе выбора  – исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п

Кроме того, мы учитывали соответствие технологий:

  • характерным чертам обучаемых (85% специалистов-экологов — женщины 30-40 лет, очень занятые, успешно делающие карьеру, с сильной мотивацией к обучению; имеющие 1-2 детей, рабочий день которых, включая «домашнюю смену», составляет 10-14 часов; в студенчестве чаще всего были отличниками; уровень владения компьютером — невысокий)
  • специфическим особенностям предметных областей (знания в области охраны окружающей среды —  стремительно развивающаяся отрасль знаний, полностью обновляющаяся за 5-7 лет. Знания — комплексные, включающие сведения из биологии, химии, механики, оптики, экономики, политологии и др. областей науки; нормативно-техническая  база, даже федерального уровня,   подвергается изменениям еще быстрее)
  • преобладающим типам учебных заданий и упражнений (в наших программах работы  либо тестовые, либо реферативные)

 

Кейс-технология

Способ организации дистанционного обучения, основанный на  использовании   наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при постоянном взаимодействии с преподавателем и другими учащимися дистанционным способом.

Е.Полат

Формы ДПО

Формы получения дополнительного профессионального образования в НАМЦ «Экоцентр»:

  • очное,
  • очно-заочное,
  • очно-заочное с дистанционным обучением.

Факторы, определяющие дистанционную форму обучения

  • разделение преподавателя и слушателя расстоянием;
  • использование электронных учебных средств, способных обеспечить усвоение содержания курса;
  • обеспечение интерактивности между между участниками педагогического процесса;
  • приоритет самоконтроля над внешним контролем.

Преимущества ДО в образовании взрослых

  1. Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов — модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
  2. Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
  3. Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.
  4. Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации.
  5. Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  6. Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого

Образовательный процесс с применением ДО

Основу составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа слушателя, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной  почте, а также возможность личного контакта.

Методическая модель организации учебного процесса

Модель состоит из этапов, каждый из которых имеет свое значение и взаимообусловлен в едином целостном учебном процессе.
1. Первый этап (организационный) включает:

  • прием документов, собеседование со слушателями (предоставление возможности выбора из предложенного списка курсов);
  • формирование и подготовку к выдаче кейса (методических материалов, электронных учебных пособий и др.);
  • индивидуальный подбор необходимых  материалов;
  • составление планов-графиков обучения и форм отчетности.

2. Второй этап (очное обучение) включает:

  • знакомство с системой обучения, организацией учебного процесса в очном режиме и режиме дистанционного обучения;
  • проведение базовых лекций и консультаций,  работа  в компьютерном классе;
  • согласование со слушателем  плана-графика обучения с указанием сроков консультаций,  зачетов, защиты выпускной работы.

3. Третий этап — сопровождение дистанционного обучения. 

  • изучаются дисциплины первого (правового) модуля, после сдачи зачетов  начинается изучение другого и т.д., проводятся консультации преподавателей: on-line и  off-line.
  • по плану-графику дистанционно проходит сдача  зачетов, контрольных работ.
  • в течение всего периода обучения  поддерживается обратная связь со слушателями.

4. Четвертый этап  (рефлексивно-оценочный) включает:

  • защиту выпускных аттестационных работ и вручение дипломов;
  • мониторинг результативности  курсов повышения квалификации с применением ДО;
  • формирование архивов (печатных, электронных) отчетных работ слушателей по группам.

Совершенствование модели

  • Отбор содержания и структурирование учебного материала (для организации многоуровневой системы повышения квалификации).
  • Повышение квалификации ППС.
  • Экспертиза качества дидактического обеспечения на соответствие потребностям рынка труда.
  • Актуализация электронной библиотеки