Совершенствование законодательства РФ в области обращения с отходами

Во исполнение поручений Президента РФ и Правительства РФ, а также учитывая европейский опыт и законодательство стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и продолжающийся переговорный процесс присоединения России к ОЭСР,
Минприроды России подготовило соответствующие изменения к российскому законодательству в области обращения с отходами.

Всоответствии с данными Го­сударственных докладов «О состоянии и об охране окру­жающей среды Российской Федерации» и государст­венной статистики уровень ботки отходов производства и пот­ ребления в целом по стране остается недостаточным по сравнению с их об­ разованием (рис. 1, 2).

ris-1
Связано это в первую очередь с тем, что в нашей стране отсутствует рынок вовлечения отходов во вторичный хо­зяйственный оборот, а также с тем, что не установлена обязанность по мака­симальному извлечению полезных компонентов из отходов, которые мо­гут быть рассмотрены как сырье для производства той же продукции или продукции иного назначения.

ris-2

Из основных причин, которые при­вели к такому дисбалансу в области обращения с отходами можно выде­лить следующие:

  • ликвидацию системы заготовки и переработки вторичного сырья (Госснаба СССР);
  • скачкообразный рост потребле­ ния, начиная с 1990-х гг.;
  • недостаточное развитие инфраструктуры удаления образовавшихся отходов;
  • несовершенство механизмов экономического стимулирования переработки отходов;
  • отсутствие механизмов управле нияпотоками отходов;
  • неравномерное распределени полномочий между региональным и муниципальным уровнями;
  • отсутствие ответственности по удалению и переработке продуктов цивилизации, представленной готовым изделиями и потерявшей потребительские свойства.

В связи с этим во исполнение поручений Президента РФ и Правителытва РФ, а также учитывая европейски опыт и законодательство стран — членов ОЭСР и продолжающийся переговорный процесс присоединения России к ОЭСР, Минприроды России подготовило соответствующие изменения к российскому законодательству в области обращения с отходами. 
Немного об истории разработки изменений, которые вносятся в Федеральный закон «Об отходах произвоства и потребления» от 24 июня 1998г. No 89-ФЗ. По итогам заседания президиума Государственного Совета 27 мая 2010 г. был дан перечень поручений Президента России, предусматривающих внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания мер экономи­ческого стимулирования в области обращения с отходами.

Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. No 1248-р разработанный Минприроды России законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» (далее — законопроект No 584399-5) был внесен в : Государственную Думу Федерального Собрания РФ и 7 октября 2011 г. принят в первом чтении.

Минприроды России в 2012 г. совместно с федеральными органами исполнительной власти, а также при участии представителей различных ассоциаций производителей готовой одукции (товаров) подготовило проект поправок к законопроекту 584399-5 ко второму чтению. Эти правки были внесены в установленном порядке в текст законопроекта 584399-5, который был разослан в марте 2013 г. полномочному предста­вителю Президента РФ в Государсударственной Думе ФС РФ, Государственно-правовому управлению Президента, полномочному представителю Павительства РФ в Государственной Думе ФС РФ.

Поправки представляют собой два больших блока, состоящие из 12 статей.

Первый блок называется «Совершенствование системы управления потоками отходов и обеспечение экологической безопасности», второй блок — «Развитие экономичесих механизмов». Указанными блоками предусмотрено следующее:

1. Изменение терминологического аппарата. Уточнение имеющихся (в связи с необходимостью гармониза­ции определений с понятийным аппа­ратом технических регламентов Тамо­женного союза и терминологией стран — членов ОЭСР) и введение таких но­вых понятий, как отходы производства и потребления, утилизация (использо­вание) отходов, обезвреживание отхо­дов, обработка отходов, твердые ком­мунальные (бытовые) отходы, группы однородных отходов, раздельный сбор отходов, оператор по обращению с от­ходами, региональный оператор по обращению с отходами, упаковка, мно­гооборотная упаковка, отходы товаров (продукции), отходы товаров (продук­ции), норматив утилизации (использо­вания) отходов товаров (продукции).

2. Включение в принципы государс­ твенной политики приоритетов в об­ ласти обращения с отходами, соот­ ветствующих общемировой практике и актам ОЭСР по отходам.

3. Закрепление за субъектами РФ ряда полномочий в области обраще­ния с отходами, исполняемых в насто­ящее время (с 2004 г.) органами мест­ного самоуправления, включая:

  • организацию деятельности по сбору, утилизации (использова­нию), обезвреживанию, захороне­нию твердых коммунальных (бы­товых) отходов;
  • установление тарифов на обра­ботку, обезвреживание, захороне­ние твердых коммунальных (бы­товых) отходов;
  • установление норм накопления твердых коммунальных (быто­вых) отходов;
  • установление порядка сбора твер­ дых коммунальных (бытовых) от­ ходов.

4. Требования к разработке и реа­ лизации региональных и межмуници- пальных программ в области обраще­ ния с отходами.

5. Невзимание платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не ока­зывают негативного воздействия на окружающую среду.
Допускается использовать при ликвидации объектов горных работ, созданных при добыче полезных ис­копаемых, для закладки выработан­ного пространства, засыпки прова­лов и рекультивации земель, в том числе нарушенных горными работа­ми, отходы V класса опасности гор­нодобывающего и перерабатываю­щего производства (золу, шлаки, вскрышные и скальные породы, от­ходы углеобогащения, а также отде­льные виды отходов IV класса, пе­ речень которых устанавливается Правительством РФ.

6. Введение обязанности (ответс­твенности) производителей, импорте­ров товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства, в том числе упаковки, обеспечивать их ути­лизацию (использование) в соответс­твии с нормативами утилизации (ис­пользования) отходов товаров (про­дукции).

 

К. Я. Кушнир, заместитель начальника отдела государственного регулирования в области обращения с отходами Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России